История города: в начале был завод

Екатеринбург — один из крупнейших городов России. Он был основан сподвижниками российского императора Петра Великого В.Н. Татищевым и В.И. де Генниным как завод-крепость на уральской реке Исеть. Датой рождения города считается 7 (18) ноября 1723 г., когда на заводе был осуществлен пробный пуск ковочных молотов.

Задуманный как административный центр Уральского горнозаводского округа, Екатеринбург изначально выделялся среди других населенных пунктов Российской империи: именно отсюда осуществлялось руководство казенными и частными металлургическими предприятиями, располагавшимися по обе стороны Уральского хребта.

Окно в Азию

Само название «Екатеринбург» подчеркивало столичность нового города. Екатеринбург с полным основанием можно называть «окном в Азию», граница с которой в те годы еще только определялась трудами В.Н. Татищева и Ф.И. Страленберга.

Завод-крепость располагался в срединной, пониженной части Уральского хребта, образующей естественный транспортный коридор и кратчайший, наиболее удобный путь для развития коммуникаций и товарообмена между европейской частью России и Сибирью.

Европейский горный город

В 1780-х гг. через Екатеринбург прошел Большой Сибирский тракт. Важнейшая транспортная магистраль империи не могла не оказать влияние на развитие экономической жизни города. Появились купеческие династии.

В 1781 г. Екатеринбург получил официальный статус города. По наблюдениям современников, внешний облик уральской столицы своими прямыми улицами и архитектурой зданий более напоминал европейские, чем российские города.

В 1807 г. Екатеринбург, единственный из российских городов, получил статус «горного города», что давало ему относительную самостоятельность от губернской администрации. С начала XIX в. промышленность Екатеринбурга начала приобретать новую специализацию — машиностроение.

Транспортный узел империи

Выгодное географическое положение Екатеринбурга в центре Уральского региона на границе Европы–Азии и бум железнодорожного строительства в последней четверти XIX в. превратили город в важнейший транспортный узел империи. В 1897 г. Екатеринбург получил выход на Транссибирскую магистраль через Челябинск.

Свердловск. Глава Советская

В 1924 г. столицу Уральской области переименовали в Свердловск в честь одного из лидеров партии большевиков Я.М. Свердлова.

В годы первых советских пятилеток продолжалось усиление роли Свердловска как индустриального и транспортного центра на границе частей света. В 1933 г. вошла в строй первая очередь Уральского завода тяжелого машиностроения (Уралмаша), в 1935 г. — Эльмаша, в 1940 г. — турбомоторного завода.

Одновременно Свердловск превращался в важный научно-образовательный центр. Еще в 1920 г. в городе был учрежден Уральский государственный университет, ставший предтечей практически всех будущих свердловских вузов.

Опорный край державы

В годы войны Свердловск стал не только кузницей оружия и главным арсеналом страны, но и крупнейшим научным и культурно-образовательным центром. Роль Свердловска и его жителей в Великой Победе емко обозначена в известной фразе А. Твардовского: «Урал — опорный край державы!».

Новый поворот. Глава Российская

Разделив судьбу страны, Свердловск (с сентября 1991 г. — вновь Екатеринбург) вступил в сложную полосу рыночных преобразований, сопровождавшуюся резким снижением объемов промышленного производства.

Вызовы нового времени предопределили необходимость трансформации города из исторически сложившегося индустриально-научного центра в многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого должен стать научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду обитания для его жителей.

В мае 2000 г. Екатеринбург стал административным центром Уральского федерального округа.

Город-миллионник

Сегодня население Екатеринбурга насчитывает 1 млн. 337 тыс. человек. В городе проживает более 40% населения Свердловской области. Здесь же сосредоточено более трети всех систем производственной и социальной инфраструктур области, реализуется более 70% товаров и услуг.

Но даже в российском масштабе Екатеринбург не просто город. Сегодня это четвертый по численности жителей мегаполис в стране. Всего за пять лет он обогнал по этому показателю Нижний Новгород и стремительно сокращает отрыв от третьего по числу жителей Новосибирска. Это единственный, кроме Казани, город-миллионник в стране, который показывает положительную динамику прироста населения.

Kategorie: Stadtnachrichten, Aktualisiert am 22. Oktober 2009 von Redaktion / ak | Anmelden